Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Для дошкольников:
В каком возрасте лучше начинать изучать иностранный язык?

Многие родители, у которых подрастают малыши, задаются вопросом: в каком возрасте детям лучше начинать изучать иностранный язык (в нашей школе это английский и французский языки)? И надо ли вообще? Вопросы действительно есть – откровенных противников изучения иностранного языка дошкольниками, как ни странно, хватает, и их доводы могут показаться обоснованными. Вот самые распространенные:
  • Если ваш ребенок начнет учить иностранный слишком рано, не освоив уверенно родного языка, есть риск, что он не овладеет ни своим, ни чужим… и вообще, это создает путаницу в голове и нарушает нормальное психическое развитие ребенка.
  • Детство – это такой период жизни, когда не стоит перегружать маленького непоседу: пусть оно будет легким и счастливым!
  • Современные методики столь эффективны и изощренны, что позволяют небольшими усилиями и в относительно короткие сроки заговорить на языке носителя любому желающему в любом возрасте, поэтому торопиться незачем.
Пусть детство действительно будет беззаботным!
Но так ли уж правы скептики? Чтобы внести в тему ясность, обратимся к физиологам и психологам: что думают они? И что говорит практика, а также история вопроса?
Мнение истории
Что касается истории, то ее «мнение» однозначно: 2-3 языка с раннего детства считались абсолютной нормой в дворянских семьях России и Европы. По-другому и быть не могло: домашнее обучение детей иностранному языку являлось частью традиции и признаком высокого социального и культурного статуса семьи. И вопрос, заметим, решался на практическом уровне, без оглядки на авторитетные подтверждения со стороны исследователей.
Мнение физиологов
Подтверждения появились позже, к удовольствию сторонников раннего изучения иностранных языков. Зарубежные и отечественные специалисты по детскому развитию доказали, что дошкольник – прирожденный полиглот. Причина проста и естественна: в первые годы жизни у всех людей очень эластичный мозговой механизм речи. В этом возрасте человек лишен так называемых штампов речевого поведения, у него не возникает барьеров в процессе адаптации к чужому языковому алгоритму.
Но будучи врожденной, виртуозная гибкость речевой функции не является долговечной: к 9-10 годам она утрачивается, а замечательные потенциальные способности юного полиглота остаются лишь воспоминанием. Помните известное представление «все дети гениальны»? Это действительно так, и в отношении языков тоже. Но, увы, лишь до определенного физиологического возраста.
Мнение психологов
В процессе овладения родной речью ребенок проводит сложнейшие «интеллектуальные операции»: он анализирует, создает классификации и обобщает. Причем делает это бессознательно, не прикладывая усилий, играючи, в режиме свободного творческого подражания и переосмысления. Пластичность в овладении языком всегда восхищает нас, взрослых. Мы с наслаждением «ловим» новые словечки и очень расстраиваемся, когда замечаем, что примерно к 7 годам наше чадо перестает баловать нас своими перлами.
Так вот. Если в этом возрасте ребенок имеет контакт еще с одним языком, то овладение им происходит аналогично овладению родным – свободно и креативно. Психологи доказали, что не возникает не только никакой путаницы, но, напротив, увеличивается речевая гибкость, развиваются сопутствующие ей психические процессы: логическое и образное мышление, внимание и память. И это – не говоря о расширении кругозора и перспективах, которые открывает иностранный язык для детей.
Мнение практиков
Остается только один вопрос: когда начинать? Действительно, когда, если в 10 уже неизбежны трудности? С пеленок? С 5 лет, еще раньше?
Наш опыт и многолетняя практика работы показывают, что ребенок должен начать изучать иностранный язык тогда, когда он к этому готов. То есть, когда он уже хорошо понимает свой родной язык и говорит на нем. У каждого ребенка это происходит в разном возрасте, но в большинстве случаев это происходит к 4-5-ти годам.