28 лет в сфере образования

141304 Россия, Московская область, Сергиев Посад,
пр. Красной Армии, д. 92
УЧИТЕЛЬСКАЯ

+7(496) 540-44-84
+7(496) 547-44-84

Контакты
Памятка для родителей: По предупреждению нарушения слоговой структуры слова у детей

Памятка для родителей:
По предупреждению нарушения слоговой структуры слова у детей

Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.
Слова могут быть деформированы за счет:
  1. Нарушение количества слогов (элизия – сокращение (пропуск) слогов: моток-молоток; итерации – увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот).
  3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).
  4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).
  5. Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама).
  6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница).
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:
  1. Для развития слуховой памяти:
    • «Где позвонили?»
    • «Узнай музыкальный инструмент»
  2. Слухового внимания:
    • «Сколько раз ударили в барабан?»
    • «Кто позвал»
  3. Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона:
    • «Веселые инструменты»: Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу
    • «Передай привет»: Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе
  4. Упражнения на развитие координации рук:
    • «Делай как я»: Воспроизведение серий движений руками – ногами
    • «Движения животных»: Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка – вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
  5. Графические упражнения:
    • «Продолжи строчку»
    • «Выложи орнамент»
    • «Укрась тарелочку»
    • «Что следующее»
    • «Собери бусы»
  6. Артикуляционная гимнастика:
    • «Весёлый язычок»
  7. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок – «Репка», «Теремок»
  8. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова:
    • «Паровозик»: Выделять последний звук и подбирать на него следующее слово – вагончик
    • «Подбери слово»: Подбираем слова на заданный звук, слог
  9. Игры, направленные на формирование чувства рифмы:
    • «Доскажи словечко»: Отрывки из детских стихов
    • «Подбери рифму»: Ложка-кошка, танки-санки

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Желаем вам успехов!