Памятка для родителей:
По предупреждению нарушения слоговой структуры слова у детей
 
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
 
	 У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
	 В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
	 Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.
	| 
		 
 Слова могут быть деформированы за счет:
		 
	 | 
	- Нарушение количества слогов (элизия – сокращение (пропуск) слогов: моток-молоток; итерации – увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).
 
	- Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот).
 
	- Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).
 
	- Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).
 
	- Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама).
 
	- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница).
 
	 Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
	 В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
	| 
		 
 Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:
		 
	 | 
	- Для развития слуховой памяти:
 
	
		- «Где позвонили?»
 
		- «Узнай музыкальный инструмент»
 
	
	- Слухового внимания:
 
	
		- «Сколько раз ударили в барабан?»
 
		- «Кто позвал»
 
	
	- Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона:
 
	
		- «Веселые инструменты»: Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу
 
		- «Передай привет»: Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе
 
	
	- Упражнения на развитие координации рук:
 
	
		- «Делай как я»: Воспроизведение серий движений руками – ногами
 
		- «Движения животных»: Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка – вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
 
	
	- Графические упражнения:
 
	
		- «Продолжи строчку»
 
		- «Выложи орнамент»
 
		- «Укрась тарелочку»
 
		- «Что следующее»
 
		- «Собери бусы»
 
	
	- Артикуляционная гимнастика:
 
	
	- Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок – «Репка», «Теремок»
 
	- Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова:
 
	
		- «Паровозик»: Выделять последний звук и подбирать на него следующее слово – вагончик
 
		- «Подбери слово»: Подбираем слова на заданный звук, слог
 
	
	- Игры, направленные на формирование чувства рифмы:
 
	
		- «Доскажи словечко»: Отрывки из детских стихов
 
		- «Подбери рифму»: Ложка-кошка, танки-санки
 
	
	 В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Желаем вам успехов!