Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
5 мая 2023
Формирование математической культуры

Формирование математической культуры

Задача на 2023 год – это укрепление технологического суверенитета
Владимир Микушевич

Президент РФ Путин уверен, что Россия способна и должна совершить научно-технологический прорыв. Президент также заверил, что будут создаваться условия для привлечения в науку талантливой молодежи. "Мотивировать ребят нужно решением значимых задач, надо предоставлять им возможность для самореализации, для достижения высоких научных результатов, сделать все, чтобы они чувствовали себя востребованными", - указал глава государств.
Для решения столь амбициозных целей и задач понятие «качество образования» в РФ выступает важным элементом стратегического развития государства. Сегодня, как никогда прежде, формулирование целей и содержания образования становятся приоритетными, а математика может стать важным элементом национальной идеи России XXI века. Любое важное направление развития страны будет требовать высокого уровня математического основания и сопровождения.
Для ориентации в современном мире каждому человеку совершенно необходим некий набор знаний и умений математического характера (навыки вычислений, элементы практической геометрии - измерение геометрических величин, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с функциями и графиками, составление и решение уравнений, неравенств и их систем и т.д.). Тем самым речь идет о математической культуре.

Математическая культура – это:

  • совокупность достижений человечества в его умениях пользоваться математическим языком в качестве средства как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности;
  • уровень, степень развития человечества в его умениях пользоваться математическим языком как для общения с людьми, так и для описания и познания окружающей действительности.

Математическая культура определяет совокупность следующих компонентов:

  • система математических знаний и умений,
  • математическое мышление,
  • математический язык,
  • математическое самообразование и творческое саморазвитие.
Математика должна стать опорой для совершения технологического прорыва в РФ, но способна внести заметный вклад в общее развитие личности и в формирование характера ученика. Для законченного решения математической задачи необходимо пройти довольно длинный путь. Тем самым математика способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду. Курс математики содержит имеющую самостоятельное значение практическую, утилитарную составляющую.
Изучение исследований российских ученых по формированию математической культуры дают возможность выделить составляющие математической культуры. Но для этого надо иметь в виду, что математика является частью культуры человека.
В научной литературе выделяется ещё один аспект понятия культуры, как средства познания и описания реальной действительности на различных уровнях абстрагирования с помощью естественного языка, языка искусства, математического языка и др. Это дает возможность считать математику необходимой составной частью общей культуры человека.
Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает школьников логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Математика развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, алгоритмизации, обобщению, размышлению, анализу, обоснованной критике.
Математика и математическая культура - понятия не тождественные. Термин «математическая культура» используется для того, чтобы отметить, каким образом личность взаимодействует с таким знанием, как математика, и как математика может влиять на структуру и внутренний мир личности.
Ее рассматривают и как интегральное образование личности качество личности, систему математических знаний, умений и навыков, часть общей культуры, совокупность присвоенных человеком объектов общей культуры, аспект профессиональной культуры.
В качестве основополагающего принципа курса математики на первый план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении. В соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки, как таковой, а интеллектуальное, общекультурное развитие, т.е. формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления и качеств личности, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.

К понятию математической культуры относится:

  • вычислительные навыки;
  • грамотная математическая речь;
  • умение применять в жизни математические знания;
  • творчество;
  • интерес к предмету.
В Образовательном центре «Нива» на уроках математики учителя формируют математическую культуру через разнообразие форм урочной и внеурочной деятельности.
Процесс формирования математической культуры учащегося является педагогической системой, которая успешно функционирует и развивается только при определенных условиях.

Синёва Екатерина Ивановна
преподаватель-методиск математики
Образовательного центра «НИВА»


Нет сомнения, что для правильного обучения современной молодёжи нужно воспитывать в ней творческие способности, и делать это надо с учётом индивидуальных склонностей и способностей человека, начиная со школьной скамьи и продолжая в высших учебных заведениях. Это фундаментальная задача, от решения которой может зависеть будущее нашей цивилизации не только в одной стране, но и в глобальном масштабе.

Капица Пётр Леонидович
советский физик, лауреат Нобелевской премии


Физико-математическая школа Образовательного центра «НИВА» проводит набор по программам углубленного изучения математики для школьников 3 – 11 классов, в том числе, в группы подготовки к ЕГЭ по данному предмету.