Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
17 Октября 2019
Не контент, а контекст — новые тренды в сфере образования

Не контент, а контекст — новые тренды в сфере образования

Скачок технологий, который сейчас произошел и который будет продолжаться, сильно изменил парадигму бизнеса и стал причиной кадрового голода. Дефицит специалистов в ключевых для цифровизации областях может стать одним из ключевых негативных факторов, тормозящих развитие цифровой экономики в России. Мы уже сейчас серьезно отстаем от лидеров рынка (США, Великобритания и Китай) по количеству IT-специалистов. Нам не хватает разработчиков, их всего 20% от общего количества IT-шников, тогда как именно они больше всего нужны для активной цифровизации отраслей.

Тем самым, о трансформации учебной системы нужно было задуматься еще вчера. В самое ближайшее время потребуется обеспечить высокий уровень базовой цифровой грамотности населения и успеть подготовить как можно больше специалистов с развитыми цифровыми навыками, а кроме этого, мотивировать их остаться в стране и заниматься локальными проектами.
Для SAP сейчас одним из главных направлений, связанных с образованием, становится создание совместных центров или лабораторий с вузами и крупным бизнесом. Задачи этих лабораторий — разработка и тестирование новых технологий в привязке к конкретным бизнес-задачам. За последние несколько лет было открыто 12 инновационных лабораторий Neхt Gen Lab в крупнейших университетах России: МИРЭА, РГУ нефти и газа, Университет ИТМО, НИУ ВШЭ в Москве и Нижнем Новгороде, Тюменском индустриальном университете, РЭУ имени Плеханова. Лаборатории становятся площадками для хакатонов, лекций, краудсорсинговых и инновационных проектов. Студенты работают над задачами, в решении которых заинтересованы крупнейшие российские компании. Так, в МИСиС будут разрабатывать новые технологические решения для горнодобывающей и металлургической индустрий. Студенты же УРФУ на базе такой лаборатории работают над пятью проектами, и уже создали проект использования беспилотников и инфракрасных камер для отслеживания повреждений крыш. В условиях высокотемпературного производства в районах с большими перепадами температур в течение года риски повреждения перекрытий достаточно высоки, ремонт им требуется довольно часто.

Наука и бизнес

Студенты и вузы могут заниматься прототипированием и разработкой, а когда у них появляется результат, его можно использовать в бизнесе, внедрять, затем масштабировать. В чем преимущество такого подхода? Бизнесу, как ни странно, сложно заниматься инновациями, сказывается страх неудачи. Кстати, именно по этой причине закрылись многие инновационные лаборатории при российских компаниях.
А вот студентам гораздо проще заниматься проверкой идей — неудачи их не смущают, скорее даже наоборот, обогащают новым опытом и знаниями. Когда они находят удачный прототип или решение, его уже можно использовать для бизнеса. Соответственно, вуз может на этом зарабатывать, так как компании готовы финансировать подобные проекты. С точки зрения бизнеса, выгода в низких рисках, а также в доступе к людям, готовым заниматься такими задачами.

Диплом не нужен?

Одно из важнейших изменений, с которым сейчас сталкиваются во многих странах, не только в России, — это активный интерес к дополнительному обучению. Направление это растет очень быстро, чего не скажешь о традиционном классическом образовании. В итоге мы получаем ситуацию, при которой высшее образование более не считается обязательным для карьерного роста, особенно в области IT. Мы знаем множество примеров успешных бизнесменов, которые много добились и без диплома, например, Ингвар Кампрад, Ричард Брэнсон, Билл Гейтс, Роман Абрамович. Во многом это связано с тем, что скорость появления новых технологий столь велика, что университеты и институты не успевают адаптировать свои программы. Российские технические вузы дают прекрасное базовое образование, но проблема в том, что в них почти нет программ по инновационным технологиям. Молодые специалисты ищут новые знания в интернете, получается, что главным в образовании теперь стал не контент, а контекст: важно не заучивать большие объемы информации, а понимать, в каких случаях она может пригодиться. Ценность образования и общения с преподавателем в том, что он учит предметной области, контексту, как с этим работать, а уж информацию ребята могут найти сами.
Многие мировые компании создают отдельные кафедры в вузах, запускают курсы и тренинги для студентов и преподавателей по актуальным технологиям и digital-инструментам. Теоретические знания, полученные в вузе, дополняются практикой и работой с экспертами в конкретных областях, и в конечном итоге успешный студент принимается на работу. В конце 2017 года SAP запустила SAP Young Professionals Program: в течение года 20 начинающих специалистов (студенты выпускники вузов) проходили обучение при поддержке экспертов SAP и представителей партнерских фирм, затем работали в проектных командах по самым перспективным направлениям на ИТ-рынке: разработка, data science и машинное обучение. Итоги программы признаны успешными, поэтому решено было ее повторить.

Личностный подход

Начинать учиться нужно как можно раньше, а в последнее время к фокусу на раннем образовании добавился еще и индивидуальных подход к обучению, который уже достаточно активно используется в ряде европейских стран. Самый, пожалуй, показательный пример — Финляндия, где такая методика закреплена на государственном уровне. Каждый финский ребенок получает уникальную программу развития, созданную специально для него, с учетом личных особенностей, интересов, талантов и склонностей. Детей оценивают по успехам в личной программе, не сравнивая их с другими учениками. Такой подход позволят не ограничивать ребенка школьным уровнем знаний, дать ему возможность погрузиться гораздо глубже, заниматься тем, что действительно интересно и к окончанию школы получить уже готового специалиста в конкретной области.
Летом 2017 года SAP открыла центр инноваций в федеральном лагере «Орленок». В год через эту лабораторию проходит 30 тыс. детей, которые впервые пробуют себя в программировании, работе с виртуальной реальностью и так далее. Важно приобщить детей к новым технологиям как можно раньше, заинтересовать их открывающимися возможностями. В «Орленке» созданы все условия, чтобы ребятам было интересно учиться, создавать проекты самим и работать в команде.

Автор: Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS

Экономина образования. Проект РБК Тренды