Роботландский Университет © А.А.Дуванов

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ

урок 2: переменные, константы, выражения

Мы уже познакомились с функцией alert.

Она предназначена для создания информационной панели. Панель "всплывает" на экран и содержит текст для пользователя. Единственная кнопка Ok позволяет убрать панель с экрана и разрешает браузеру продолжить построение документа.

Аргументом функции alert может быть текстовая константа, она заключается в двойные или одинарные кавычки:


 alert("Офелия, о нимфа! Помяни грехи мои в молитвах.");


 alert('Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда.');

 

Аргументом функции alert может быть переменная и, в общем случае, любое выражение.

переменные и константы

JavaScript относится к языкам без типов. Это означает, что тип переменной определяется по контексту использования и может меняться при выполнении программы много раз.

пример

x = "3";

Сейчас переменная x строкового типа, ее значение -- строка "3".

x = 3;

Сейчас переменная x целого типа, ее значение -- число 3.

x = "Оценка=" + x;

Сейчас переменная x строкового типа, ее значением является строка "Оценка=3".

 

В JavaScript можно использовать следующие константы:

целое число


255

десятичное целое

0377

восьмеричное целое (начинается с "0")

0xFF

шестнадцатеричное целое (начинается с "0x")

дробное число


3.14

обычная запись

.314E1

"инженерная" запись (0.314 * 101)

строка


"Привет!"

'Привет!'

 

"It\'s Ok!"

"\"ВАЗ 2104\""

Для кавычек внутри строки используют указания \" и \'

"Перва\я строка.\nСтрока втора\я."

Внутри записи можно использовать:
\n - перевод строки
\я - буква я
\С - буква С

'Кинотеатр "Ударник"'

"I'm programmer"

Внутри одинарных кавычек можно использовать двойные без символа "\". И наоборот.

описание переменных

Переменная должна быть описана до ее использования.

Для описаний используется ключевое слово var:


var x;      // переменная с именем "x".

var y = 5;  // описание с присвоением числа

var mes = "дядя Федор"; // описание с присвоением строки

Для образования имен переменных используются идентификаторы.

Идентификатор -- это последовательность из латинских букв и арабских цифр, которая начинается с буквы. В записи разрешается использовать символ подчеркивания "_" наравне с латинской буквой.

Регистр буквы в имени переменной имеет значение. Переменные с именами "Counter" и "counter" считаются разными.

выражения

Для арифметических операций используются следующие обозначения:

знак       название пример
- унарный минус -10
+ сложение x+y
- вычитание x-10
* умножение 2*x
/ деление у/7
% остаток от деления   x%3

Для строковых выражений используется операция соединения (конкатенации), обозначаемая знаком "+":


person = "Крокодил " + "Гена";

Переменная person получает значение "Крокодил Гена".

x = "2" + 1;

Переменная x получает значение "21". Заметьте, "21" -- не число, а строка! Когда операция "+" связывает строку с другим типом, результат преобразуется в строку.

команды

Как правило, команда завершается в JavaScript символом ";". И хотя правила языка разрешают этот знак опускать, те, кто раньше работал на Си, так никогда не делают.

комментарий

Наряду с уже известным нам строковым комментарием "//" можно использовать блоковый комментарий /* ... */

строковый комментарий   блоковый комментарий



// Этот скрипт показывает

// экранное меню с эффектом

// перекатывания.

 

/*

Этот скрипт показывает

экранное меню с эффектом

перекатывания.

*/

вызов функции

Пока была показана только функция alert:


alert(выражение);

Аргументом этой функции может быть выражение, имеющие своим значением как текстовое, так и числовое значение.


var ex1 = "Ищите";

var ex2 = "обрящете";

alert(ex1 + " и " + ex2);


var x = "48";

var ex1 = "попугаев";

alert(x + " " + ex1);


var x = 2;

var y = 3;

alert("Результат умножения: " + x*y);

присваивание

Наряду с привычным присваиванием типа "y = выражение", можно использовать следующие записи:

общий вид пример      что означает
переменная++; x++; x = x + 1;
++переменная; ++x; x = x + 1;
переменная--; x--; x = x - 1;
--переменная; --x; x = x - 1;
переменная += выражение; x+="кот"; x = x + "кот";
переменная -= выражение; x-=2; x = x - 2;
переменная *= выражение; x*=10; x = x * 10;
переменная /= выражение; x/=y+z; x = x / (y+z);
переменная %= выражение; x%=9; x = x % 9;
замечание

Разница между командами ++x и x++ (--x и x--) проявляется тогда, когда эти команды используются как составная часть других команд. В первом случае (знаки перед именем) операция выполняется до использования переменной, а во втором -- после.


x = 5;

y = ++x;

После выполнения команд: x = 6; y = 6

x = 5;

y = x++;

После выполнения команд: x = 6; y = 5

 

Смотрите упражнения 7 и 8 в испытателе.

 

     Испытатель alert

 

зачетный класс

Нажмите кнопку Сброс, затем приступайте к решению.

Что будет выведено на панель в результате выполнения следующих команд.

1.

// var x = 10;

var x = 35;

// var x = 8;

alert(x);

10
35
8
сообщение об ошибке


2.

/* var x = 10;

var x = 35;

/* var x = 8;

alert(x);

10
35
8
сообщение об ошибке


3.

/* var x = 10; */

var x = 35;

/* var x = 8;  */

alert(x);

10
35
8
сообщение об ошибке


4.

/* var x = 10;

var x = 35;

var x = 8;  */

alert(x);

10
35
8
сообщение об ошибке


5.

var x = "60";

var y = 20;

alert(x+y);




6.

var x = "60";

var y = 20;

alert(x-y);




7.

var x = "60"

var y = 20;

alert(x/y);




8.

var x = "с";

var y = "ка";

alert(x+"оба"+y);




9.

var x = 13;

var y = 3;

y = ++x/--y;

alert(y);




10.

var x = 13;

var y = 3;

y = --x/++y;

alert(y);




11.

var x = 13;

var y = 3;

y = x++%y++;

alert(y);




12.

var x = "";

x += "обед";

alert("п"+x+"а");




13.

var x = "м";

x += "а";

x = "рам"+x;

var y = "рог";

alert("п"+y+x);




Чтобы увидеть результат работы, нажмите кнопку Оценка.


 

содержание урок 1 урок 3 письмо автору об авторах