По христианскому учению, Христос как "сын человеческий" умер на кресте и возродился (или воскрес) уже в новой сути-как сын божий, после чего стал царем и судией небесным. Об этом рассказывают иконы второго яруса-деисусного чина. Идейный замысел деисуса (в переводе с греческого деисус обозначает моление) связан с темой Страшного суда и отражает мысль о заступничестве и молении святых "за род человеческий" перед Спасом. Во все времена тема Страшного суда на Руси понимается как грядущее торжество правды и справедливости. В центре ряда расположена икона "Спас в силах," где Христос торжественно восседает на троне в окружении небесных сил-херувимов и серафимов. По обе стороны от него находятся величественные фигуры, изображенные в рост: справа-Богоматерь, а за ней Архангел Михаил, апостол Петр, Иоанн Богослов, Василий Великий, Григорий Богослов и Дмитрий Солунский; слева-Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, апостол Павел, апостол Андрей, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец и мученик Георгий. Почтительно склонившись, все они молят судию небесного за грешный род людской. У них один порыв, одно волнение, но у каждого свой характер, каждый по-своему переживает это событие. Изящные линии контуров почти двухметровых фигур, удивительно мягкие краски, необычайно глубокая психологическая характеристика изображаемых персонажей присущи всем этим иконам. Умение объединить единым эмоциональным звучанием большие многофигурные группы составляет одну из особенностей композиционного дара Андрея Рублева.


Назад