Общий вид зала

Общий вид зала

Иконостас

Своды

Своды
|
Не менее пышно отделаны и интерьеры здания. Притвор, или сени, ведет в просторную, залитую светом трапезную па-лату (ил. 101), площадь которой составляет 510 кв. м (15Х Х34 м), а высота в зените свода 9,8 м; в те годы это было самое большое помещение на Руси, перекрытое сводом без промежуточных опор (Площади трапезных палат самых бога-тых столичных монастырей - Симонова, 1680-1683, и Ново-Девичьего, 1685-1687,- соответственно составляли лишь 338 и 390 кв. м.). Крупные по рисунку и сочные по формам скульп-турные картуши и вставки из растительных мотивов украшают своды этой величественной палаты, а переходы в малую тра-пезную и церковь обрамлены порталами с парными витыми колонками.
Описи первой половины XVIII века отмечали, что в Трапез-ной палате "стены и своды убраны штукатурною работою и лишь местами расписаны разными красками". В одно из посе-щений монастыря Екатерина II распорядилась расписать па-лату "живописным художеством". Для этой работы в 1778 году был "подряжен" А. Н. Янковский, "служитель живописец дома генерал-поручика И. И. Шувалова", с группой "небезискусных" живописцев. Они взялись расписать клейма стен и сводов ветхозаветными и аллегорическими сюжетами, а обрамляв-шие их скульптурные картуши "сколько пристойность дозво-лит, позолотить или коли будет хорошо где, высеребрить. . . или каким другим пристойным образом красками оживить". Сами стены были окрашены разными колерами: в алтаре "вердеповым" (зеленым), в церкви - голубым, в Трапезной - палевым, а в сенях - розовым.
Стенопись Трапезной поновлялась и изменялась много раз. В 1846 году митрополит Филарет предписал изменить сюжеты картин на исторические, поясняя, что "символические изобра-жения внесены в церковь не по духу церковных постановле-ний и не на пользу народу, который их не понимает". После-дующие поновления также внесли свои изменения, и та живо-пись, которую мы видим сейчас, относится к 1911 году и не отличается высокими художественными достоинствами. Осо-бенно слабы по исполнению огромные изображения в при-творе Трапезной палаты. Любопытно, что в 1778 году распи-сать притвор брался восемнадцатилетний "служитель графа Строганова" А. Н. Воронихин, впоследствии известный русский архитектор. Пробные расчистки на своде и стенах Трапезной подтвердили существование там изначальной стенописи 1780 года.
Пол Трапезной палаты первоначально покрывали фигурные чугунные доски, которые в 1903 году заменили на метлахские плитки с ковровым узором - тогда такие полы были новше-ством и их стали делать во многих зданиях лавры.

|