Пожалуй, ярче всего барочный характер архитектуры XVIII века нашел выражение в вычурных формах небольшой, но чрезвычайно своеобразной церкви-ротонды Смоленской Божьей матери (1745-1748).Возводя Смоленскую цер-ковь рядом с монастырской ко-локольней, зодчие XVIII века вновь повторили прием постановки небольшого сооружения вблизи огромного здания, но уже строили его не на контрастном противопоставлении архитектурных форм, как это было, например, при сочетании резной миниатюрной Надкладезной часовни и гладких стен мону-ментального Успенского собора, а на согласовании образа и цвета обоих построек. , .

Смоленская церковь XVIII века.

В плане Смоленская церковь представляет собой круг диа-метром 13 м с четырьмя глубокими криволинейными нишами на всю высоту наружных стен (ил. 103, 102). Шестнадцать плоских парных пилястр поддерживают четыре криволиней-ных крепованных фронтона; плоскости стен прорезаны двумя ярусами огромных окон со скульптурными обрамлениями. Кровля яйцевидной формы с ребрами-нервюрами и круглы-ми люкарнами, увенчанная изящным восьмигранным бараба-ном с грушевидной главой, завершает храм. Центричность сооружения подчеркнута четырьмя двухсходными лестница-ми-папертями сложной криволинейной формы; их ступени, направленные перпендикулярно стенам здания и огражденные массивной балюстрадой, смыкаясь между собой, как бы обра-зуют своеобразный стилобат для всей постройки. По каким-то причинам отделка фасадов Смоленской церкви не была окон-чена; до сих пор на месте капителей пилястр и в обрамлениях верхнего пояса окон видны оставшиеся необработанными бло-ки камня.