на Главную

Архитектурный ансамбль


Вид усадьбы Ахтырка

".…это была величественная барская
усадьба ампир,один из архитектурных
шедевров начала XIX столетия".
Кн. Евгений Трубецкой

Ахтырка приобрела новый вид при князе Иване Николаевиче Трубецком (1766 – 1844). Произошло это благодаря его жене Наталье Сергеевне, урождённой княжне Мещерcкой (1775 – 1852), женщине умной, образованной и чрезвычайно энергичной. Видя, что муж – человек слабохарактерный и расточительный, она взяла управление имениями в свои руки. При ней был выстроен новый усадебный дом и каменная церковь, разбит парк и запружена речка Воря, на берегу которой находилась усадьба, так что образовался большой водоём с лодочной пристанью.
Ю. Шамурин писал об Ахтырке: «...её обширный дом и церковь около него являются перворазрядными произведениями зодчества... Время и некоторые поправки скрывают красоту архитектуры. Но достаточно вглядеться в поблекшие формы, чтобы почувствовать руку одного из лучших мастеров московского классицизма. Прекрасен садовый фасад, украшенный в средней части полукруглым выступом – открытой террасой, примыкающей к красивому сходу в сад. Эта терраса – превосходный архитектурный мотив... Ахтырка несомненно создана художником школы Джилярди, но причастен ли к ней сам мастер, сказать трудно...».


Ахтырка.
Терраса садового фасада.

Усадебный дом в Ахтырке подробно описал Н.Я. Тихомиров: «Двухэтажный корпус главного дома объединялся галереями с одноэтажными флигелями. Центральная часть здания, увенчанная большим куполом, со стороны парадного двора была обработана торжественным шестиколонным портиком ионического ордера, которому с противоположной стороны, обращённой к пруду и парку, отвечала полукруглая колоннада с обширной террасой и балконом над ней. Портики боковых флигелей завершались парапетами. Помимо монументальных, простых и строгих в пропорциях основных архитектурных масс, дом привлекал внимание и своей лепниной, которая раньше не так часто встречалась на фасадах жилых зданий XVIII века. Лепной фриз узкой полосой обрамлял карниз портика и полуротонды, лепной герб Трубецких, увитый лентами, заполнял поле фронтона, лепные венки украшали стены над окнами первого этажа, а барельефные медальоны с гирляндами и факелами, помещёнными на стене за торжественной колоннадой, завершали убранство центральной части дома. Каждому декоративному пятну здесь было найдено своё место, всё было строго уравновешено и композиционно закончено...

Замечательно, что, несмотря на строгость форм и пропорций, монументальность основных масс и богатств декора, это здание воспринималось не как дворец, а скорее как вилла. Надо сказать, что оно было построено из дерева и даже не оштукатурено, а обшито досками. Так строгие античные формы, воплощённые в дереве, приобрели у нас своеобразный интимный характер».

Тихомиров считал автором проекта усадебного дома А.С. Кутепова (1781 – 1855), ученика Доменико Жилярди. Предположение об авторстве Кутепова высказал и А.Н. Греч, отмечавший, что в Ахтырке был «едва ли не единственный уцелевший до наших дней ансамбль подмосковной усадьбы, целиком выдержанный в этом стиле» (московского классицизма – Т.С.). Однако в последнее время возникло предположение, что усадебный дом построен по проекту самого Жилярди (1788 – 1845). Изменилось и мнение о времени постройки дома: не 1807 – 1810, как предполагалось прежде, а 1820-е годы .


Ахтырка.Садовый фасад усадебного дома.

Проект ахтырской церкви есть в альбоме А.С. Кутепова. Нашёл его, как и документ с датой её освящения – 20 сентября 1825 года – Д.С. Ганешин. Надо заметить, что среди представленных в этом альбоме проектов церквей и колоколен, несомненно, проект, выбранный владелицей Ахтырки, был наилучшим. Особенно замечательна колокольня – на редкость стройная в отличие от большинства колоколен XIX века. В настоящее время церковь и колокольня реставрированы. Кубический объём церкви, завершённый купольной ротондой, имеет простые, строгие формы дорического ордера. Колоннады боковых портиков сообщают сооружению торжественную монументальность. В декоре церкви использованы древнегреческие элементы дорического ордера: триглифы, метопы, гутты, мутулы. Пояс на стенах имеет меандровый орнамент. Храм соединён с колокольней крытым переходом. Стены церкви и колокольни выкрашены в тёмно-красный цвет, на фоне которого хорошо выделяются белые колонны, пилястры и декоративные детали. Благодаря такой окраске церковь исключительно живописна. Правда, возможно, что первоначальная окраска её была такой же, как и усадебного дома – бледно-жёлтой, как видно на акварели с видом Ахтырки 1840-х годов.


Ахтырка. Церковь.

Кутепов А.С.
Проэкт иконостаса церкви в Ахтырке

Живописен был в Ахтырке и парк, разбитый в старом расчищенном лесу. Евгений Трубецкой писал: «...глаз, привыкший к стилю, радовался тут на каждом шагу. Мостики, переброшенные через ручьи, с грациозными перилами в берёзовой коре, круглая одноэтажная беседка “гриб”, двухэтажная беседка “эрмитаж” с мезонином, с дивным видом с лесистого холма на дом, утопающий в зелени на противоположном берегу реки, пристань для лодок в стиле дома. Весь этот огромный сад с вековыми деревьями, берёзами, липами, тополями, соснами и елями был раскинут по холмам по обоим берегам реки Вори, запруженной и образующей в Ахтырке широкую водную поверхность с островом посередине, куда мы часто ездили на лодке. Всё это было с любовью и удивительным вкусом устроено моей прабабушкой».

Щелкни здесь

Сын Натальи Сергеевны Пётр Иванович поставил в честь матери памятник на холмике на берегу реки. На гранитной колонне было выбито стихотворение, им сочинённое.

Колонна-памятник княгине
Наталья Сергеевне Трубецкой.

 

 

 

 

Белякова Екатерина©2009