40-е годы

1940 год был урожайным для города Загорска в отношении кинодебютов. Именно тогда «финишировали» два совершенно разных фильма, значительная часть которых, снималась в нашем городе. Это – «Светлый путь» (режиссер Григорий Александров) с Любовью Орловой в главной роли и фильм-сказка «Василиса Прекрасная» (режиссер Александр Роу).

«Светлый путь» – советский вариант международного сюжета о Золушке, в роли которой выступает главная героиня Татьяна Морозова. По сценарию фильма Татьяна превращается в «советскую принцессу» – стахановку и встречает своего принца – инженера Алексея Лебедева (Евгений Самойлов).

Афиша фильма
«Светлый путь»

Сцена из кинофильма «Светлый путь»

Коллективным персонажем «светлого пути» становится советский предвоенный Загорск с общежитиями в стенах Лавры, новой фабрикой в старом здании (трикотажная фабрика имени Розы Люксембург). Некоторые постройки, показанные в фильме, были бутафорскими. Некоторые сцены снимались в доме купцов Бывшевых на ул. Вознесенская (к сожалению, не сохранился до наших дней). Некоторые персонажи (директор фабрики и парторг) имели портретный грим, их прямыми прообразами стали директор «Трикотажки» Гилинов и создательница ФЗУ при фабрике орденоноска Коварская.

Актеры Евгений Самойлов и Любовь Орлова

Сцена из кинофильма «Светлый путь»
Кинофильм «Светлый путь». Дом-декорация
Кинофильм «Светлый путь». Дом-декорация в долине Кончуры
Сцена из кинофильма «Светлый путь»

Александр Роу

В отличие от Григория Александрова, Александр Роу в Загорске не был чужим, здесь прошло его нелегкое детство в годы I-й мировой войны. Его отец инженер ирландец Артур Роу покинул Россию, и мальчик с матерью оказались в Сергиевском Посаде.

Николай Рыжов

Василиса Прекрасная

Иван-царевич

Кадр из фильма

Змей Горыныч

Творческая группа фильма «Василиса Прекрасная». Режиссер А. Роу, 1939 год

Съемки фильма проводились на Торбеевском озере и в районе ул. Кирова, где по проекту знаменитого резчика Николая Рыжова были возведены хоромы. Они чуть позже использовались в другом фильме-сказке А. Роу «Конек-горбунок» (1940-1941). По заказу кинематографистов Институт игрушки разработал «спецэффекты» знаменитого устрашающего Змея-Горыныча и Паука с его паутиной, в которую попадает главный герой. Для фильма «Конек-горбунок» сделали огромного краба. Исполняли проект кустари игрушечники со Штатной улицы.

Перерыв в съемках кинофильма «Василиса Прекрасная»

Институт игрушки
Торбеевское озеро
Черный прудок

Первоначальный сценарий предусматривал в начале фильма набег крестоносцев на русскую деревню, пожар и похищение девушек, одна из которых бросается в воду. Для эффекта ливня, прекращающего пожар, была задействована Загорская пожарная служба со всей техникой. Но в результате кадры эти было приказано убрать – был заключен пакт Риббентропа-Молотова. В годы войны Александр Роу и его коллеги очень жалели об этой потере – кадры оказались бы актуальными!

Съемки «Конька-Горбунка» (первый цветной детский фильм) проходили на Глинковском поле, берегах Вифанского пруда и в «рыжовских» хоромах на Кировке. Вышел фильм уже во время войны.

Афиша фильма
«Конек Горбунок»
Афиша фильма
«Конек Горбунок»
Кадр из фильма
«Конек Горбунок»
Кадр из фильма
«Конек Горбунок»

 

 

 
© Дитина Мария, 2016