На Главную

НА БОГОМОЛЬЕ К ТРОИЦЕ
По железной дороге от Москвы в Троице-Сергиеву Лавру

Акционерное общество по строительству Московско-Ярославской железной дороги было образовано в 1858 году. Одним из учредителей и самым крупным вкладчиком стал купец Иван Федорович Мамонтов (1796–1869).

Он был из сибирских купцов, перебрался в Москву в конце 1840-х годов. С трудом уговорили его взяться за строительство дороги друзья М.П. Погодин и Ф.В. Чижов. Мамонтов вложил все свои средства в строительство и закупку оборудования. Сам работал, не покладая рук, считал каждую копейку. Сумел привлечь большое число вкладчиков в это предприятие. Акционерами стали и 10 членов его семьи. Инженерная часть строительства была поручена барону Андрею Ивановичу Дельвигу (1813–1887).

Работы продолжались около двух лет, и 18 августа 1962 года с Ярославского вокзала отправился в Сергиев Посад первый поезд. Его встречали Наместник и все духовенство Лавры, был отслужен торжественный молебен. Одним из первых пассажиров стал митрополит Московский Филарет. Теперь на богомолье в Лавру из Москвы можно было попасть всего за полтора часа, чтобы потом пройти к Лавре пешком или доехать на извозчике.

Поход на богомолье всегда был большим событием. Оно насыщало жизнь радостью, очищало душу, вселяло надежду на исполнение заветных чаяний. Сама дорога к монастырю воспринималась как путешествие, богатое встречами, полное новых впечатлений, а то и опасностей. Вспомним повесть И.С. Шмелева «Богомолье». Пешком, на телеге или в экипаже отправлялись богомольцы в монастырь. Для людей, занятых однообразной тяжелой работой, такой поход становился редким отдохновением и праздником. И для всех он был духовной потребностью. Но и поездка по железной дороге давала возможность выйти из привычного круга дел, разбудить память о великом русским святом, всколыхнуть чувства.

Путешествие к Троице можно совершить и за один день. А можно  –  дней за пять, как делали паломники до постройки железной дороги. При этом ознакомиться с поистине замечательными местами вдоль пути.  Помочь в таком путешествии – задача настоящего путеводителя.

 

 
© Матюхевич Алина, 2014