На титульную страницу На Главную
Существует Красюковка всего сто с небольшим лет. Для нашего древнего города это немного. Но великая русская история успела оставить здесь свои следы. Трубецкие и Голицыны, Шаховские и Нарышкины, Лопухины и Бобринские, В.В. Розанов, А.К. Тарасова, Н.А. Обухова, В.О. Ключевский, П.А. Флоренский… Эти и другие громкие имена будут упомянуты во время «прогулок» по ее улицам.

Основатель Красюковки – дворянин, уроженец села Клементьева Михаил Николаевич Красюк. Родился он в середине 1830-х гг. Избрав для себя военную карьеру, в 1864 году стал штабс-капитаном. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Красюк был казначеем сергиево-посадского отделения дмитровского комитета РОКК (Российского Общества Красного Креста). Известно, что в этот период он заведовал ремонтом и оборудованием зданий госпиталей. Земля была приобретена им вскоре после войны «вместе с прочим владением от крестьян-собственников Дмитровского уезда Морозовской волости второго участка села Клементьева, Захребетной и Троицких слобод по купчей крепости, утвержденной Московским Старшим Нотариусом 15 июня 1878 года» (цитата взята мною из договора о купле-продаже одного из домовладений на Бульварной улице – Т.Ш.). Среди старожилов бытует версия, что земля была подарена штабс-капитану «императорским повелением» за хорошую службу. Возможно, речь идет о какой-то ее доле. На выбор участка Красюка благословил знаменитый старец о. Варнава (Меркулов) из близлежащего Черниговского скита. Михаил Николаевич обустроил свои владения как рачительный хозяин: обнес их земляным валом, по которому посадил березы; проложил булыжную мостовую от Вифанской улицы на теперешнюю Полевую. По благословению того же старца и с помощью монахов обители Красюк в 1902-03 гг. построил домовую церковь в честь архангела Михаила, своего небесного покровителя, и богадельню при ней на первом этаже церкви, называвшуюся убежищем преподобных Сергия и Никона.

Очень украсили район березовая роща и большой полноводный пруд. И пруд и роща носят одинаковое название: Жуков пруд и Жукова роща. По воспоминаниям старожилов, это был зажиточный крестьянин, купивший, возможно, на паях с Красюком, северо-западный угол участка. Роща могла существовать и раньше, но пруд выкопали по распоряжению Жукова. Здесь была оборудована платная купальня, установлены женские и мужские дни. По другой версии или, может быть, в другое время, пруд делился на две половины: мужская была со стороны Полевой улицы, женская – с угла ближе к церкви. В нем всегда водилась рыба – в основном караси, которых вылавливали и подавали к столу богаделок. Пруд регулярно чистили. Кроме того, вода освежалась за счет ключей, бивших посередине водоема. По берегам росли кусты смородины. В Жуковой роще росло много грибов; впрочем, их собирали и прямо на усадьбах. Роща и пруд были обнесены забором.

Обустроив свои владения, Красюк стал продавать участки земли под жилую застройку. Уже в 1880-х гг. на Красюковке появились первые жители. Одни покупали участки под дачи (Киселевы, Бабаевы), другие (например, Корниловы) селились основательно. Место было замечательное: зеленая окраина города, но недалеко железнодорожный вокзал, совсем близко Лавра и Черниговский скит.


Черниговский скитпещерное отделение Гефсиманского скита. Известен храмом (1886-1893) в честь чудотворной иконы Черниговской Божией Матери. На рубеже XIX – XX вв. скит прославился как один из центров московского старчества. Самый известный старец скита – отец Варнава (Меркулов) (1831-1906).


Умер М.Н. Красюк в январе 1907 года, и унаследовал его владения, по-видимому, племянник, отставной генерал-майор Александр Красюк. Именно поэтому долго считалось, что основателем Красюковки был «генерал» Красюк.


Старожилы вспоминают, что у одного из Красюков были дочери, которые жили в доме рядом с церковью. Но людская молва не сохранила конкретных сведений об их судьбе. Приведем единственный факт, не слишком достоверный. Пожилая женщина по фамилии Красюк, Ольга или Елена Александровна, кажется, бухгалтер, занимала перед войной нижний этаж дома №12 по Вифанской улице. Об этом рассказывал житель этого дома – художник, учитель и старожил города Николай Александрович Никулин. Эта женщина могла быть дочерью генерала Красюка.


После революции хозяином земли стал город. Участки стали выделять бесплатно, и застройка района продолжилась. Особенно бурной она была в 1926 году. (В период НЭПа население смогло заработать и накопить себе денег на самые насущные нужды. Наверное, если бы построить график роста жилого фонда в России, то именно на этой отметке он дал бы резкий всплеск.) Красюковка тогда «обрастала» окраинами, в основном, маловыразительными и скромными.

А теперь о духовном центре Красюковки – храме Архангела Михаила. По архитектуре церковь является редким и необычным образцом эпохи историзма. Это трехэтажная постройка башнеобразного типа. Здание церкви кирпичное, неоштукатуренное. Собственно храм занимает второй этаж церкви, под ним трапезная. Третий этаж храма используется в качестве звонницы. К трапезной с юга примыкает двухэтажный жилой дом, на первом этаже которого была когда-то богадельня, а на втором, по-видимому, проживал сам Красюк. Первым священником в храме был Николай Иванович Милославин, до этого дьякон Всехсвятской церкви на Кукуевском кладбище. Он служил в Михайло-Архангельском храме до самой своей смерти в 1921 году. Далее вспомним всех, кто служил в церкви до полного ее закрытия. Это зять о. Николая Милославина Вениамин Воронцов; о. Владимир Соловьев; затем его отец о. Никон Соловьев; игумен Потапий из Троице-Сергиевой лавры; иеромонах Зосимовой пустыни Викентий; игумен Вифанского монастыря Порфирий; о. Василий; иеродиакон Гедеон из Троице-Сергиевой лавры; иеродиакон Ефросим из Зосимовой пустыни. Иоанн Бобрик, житель Бульварной улицы, репрессированный впоследствии, был псаломщиком в храме в 1923-26 гг. Регентом церковного хора в 1920-е гг. был Николай Николаевич Плющев, житель 1-ой Рыбной улицы. Кроме того, в храме служил архимандрит Иероним (Захаров), будущий епископ Рязанский и Касимовский.

В конце 1920-х гг. в богадельне разместили начальную школу (впоследствии №13), но служба в церкви некоторое время продолжалась. Потом школа заняла помещение и церкви, и богадельни. Она просуществовала здесь несколько десятилетий. Много красюковских ребятишек овладело грамотой в ее стенах.

Учащиеся красюковской школы. 1930 - е гг.

Учащиеся красюковской школы. 1930 - е гг.

 
© НОУДО «НИВА», 2009
© Шпанькова Т.Н., Завидов С.Е., Фролов Н.А., 2009